Стрелка Дом б.png
Умиление б.png
Прусов К.Е. Умиление. 2022. Бумага, тушь черная, тушь цветная, темпера, поталь. 76х56 см

Умиление

2022. Бумага, тушь черная, тушь цветная, темпера, поталь. 76х56 см

Я увидела ее первой. Картина стояла на мольберте и чуть поблескивала еще влажной краской. На вертикали плотного листа бумаги спирально вились широкие росчерки алого, желтого, синего цветов.  Сквозь них просвечивал нежный розовый и благородная охра, энергию создавал бархатистый черный. Спирали не были хаотичны. Они подчинялись формам человеческого тела и из их сплетения вдруг появилась фигура Девы Марии и нежное, хрупкое тельце ее Божественного Младенца. Богоматерь ласково и бережно прижимает сына, ее жест так красноречив!

В истории искусства такой образ называют по-гречески – Елеуса, Умиление. Трепетные объятья, ласка, прикосновение щеки к щеке.  На иконах Богородицы Елеусы между Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.

Подумайте, какой отвагой должен обладать мастер, чтобы обратится к этом древнему сюжету! Тысячи, миллионы раз художники разных времен и стран писали этот священный образ. И, на мой взгляд, Константину удалось почувствовать его и передать по-своему. Вглядитесь в лики: чуть приоткрытые уста Богоматери – словно вздох, прозрачные серые глаза задумчивы и наполнены грустью; яркий младенческий румянец окрасил щечки Христа, на Его губах – нежная улыбка, а взгляд тверд и серьезен…

Ольга Куржукова

Старший научный сотрудник

Новосибирского государственного художественного музея