top of page
Стрелка Дом б.png
Умиление б.png
Прусов К.Е. Умиление. 2022. Бумага, тушь черная, тушь цветная, темпера, поталь. 76х56 см

Умиление

2022. Бумага, тушь черная, тушь цветная, темпера, поталь. 76х56 см

Я увидела ее первой. Картина стояла на мольберте и чуть поблескивала еще влажной краской. На вертикали плотного листа бумаги спирально вились широкие росчерки алого, желтого, синего цветов.  Сквозь них просвечивал нежный розовый и благородная охра, энергию создавал бархатистый черный. Спирали не были хаотичны. Они подчинялись формам человеческого тела и из их сплетения вдруг появилась фигура Девы Марии и нежное, хрупкое тельце ее Божественного Младенца. Богоматерь ласково и бережно прижимает сына, ее жест так красноречив!

В истории искусства такой образ называют по-гречески – Елеуса, Умиление. Трепетные объятья, ласка, прикосновение щеки к щеке.  На иконах Богородицы Елеусы между Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична.

Подумайте, какой отвагой должен обладать мастер, чтобы обратится к этом древнему сюжету! Тысячи, миллионы раз художники разных времен и стран писали этот священный образ. И, на мой взгляд, Константину удалось почувствовать его и передать по-своему. Вглядитесь в лики: чуть приоткрытые уста Богоматери – словно вздох, прозрачные серые глаза задумчивы и наполнены грустью; яркий младенческий румянец окрасил щечки Христа, на Его губах – нежная улыбка, а взгляд тверд и серьезен…

Ольга Куржукова

Старший научный сотрудник

Новосибирского государственного художественного музея

bottom of page